ТРИЗ В ЛЕНИНГРАДЕ (тезисы)

С. С. Литвин

1.         История

Случайно узнав про ТРИЗ, В. В. Митрофанов налаживает контакт с Г. С. Альтшуллером — 1972 г.

Создание народного университета научно-технического творчества — 1973-74 гг.

Первый выпуск НУНТТ - 1976 г.

2.         НУНТТ — краткая характеристика

Свободный прием, бесплатное (даже сейчас) обучение. Ежегодный выпуск — 30 человек. Всего дипломировано более 500 человек.

К настоящему времени продолжительность обучения - 480 часов; занятия проходят вечерами 2 раза в неделю в течение двух пет. Цель обучения первого года — подготовка преподавателя ТРИЗ, второго года — подготовка профессионала-тризовца: решателя, консультанта.

Управление осуществляется методсоветом в составе 25-30 человек, большинство из которых является профессионалами-тризовцами. Методсовет принимает решения по организационным и методическим вопросам деятельности НУНТТ.

Наличие «постуниверситетской» системы:

-           регулярно работает 3-й курс в качестве творческой лаборатории выпускников,

-           периодически функционируют КБ выпускников, решающих конкретные производственные вопросы,

-           регулярно проводятся консультации для выпускников; выпускники имеют возможность пользоваться богатой технической библиотекой НУНТТ.

3.         .Характерные особенности развития ТРИЗ в Ленинграде - Санкт-Петербурге

Многоцентровое развитие: кроме Выборгского НУНТТ существовали другие университеты и школы (В. Петрова, В. Крячко, Н. Пономаревой, И. Викентьева), функционируют ТРИЗ-фирмы, в городе работает большое число профессионалов-тризовцев.

Работают многочисленные школы и курсы на предприятиях, ВПШК.

Обучение и деятельность тризовцев ориентированы на практику.

Совместное использование ТРИЗ и ФСА.

Использование курса РТВ — на первом курсе ВНУНТТ читается курс РТВ, на втором — элементы РТВ во всех предметах.

Активное использование новых методических материалов, обязательное проведение собственных исследований в области теории и методологии ТРИЗ.

Широкое привлечение нетехнической информации для иллюстрации общности закономерностей ТРИЗ:

-           решение научных проблем (В. В. Митрофанов),

-           карикатуры (В. М. Герасимов),

-           НФЛ, искусство, социальные задачи (С. С. Литвин),

-           журналистика, поэзия, история вооружений (Б. Л. Злотин).

Ежегодные семинары — «праздники ТРИЗ».

Работа с удовольствием — все, кто работает во ВНУНТТ, делают это с великолепным ленинградским юмором, не по обязанности, «в охотку».

4. Как и почему ВНУНТТ сохранился в эпоху рыночных отношений

Основными спонсорами ВНУНТТ стали юридические и физические лица — предприниматели из числа выпускников ВНУНТТ. Финансовые проблемы не стали непреодолимыми.

Лидер — В. В. Митрофанов — не боится, что его обгонят ученики, он рад быстрому росту личностей; коллизии «учитель-ученик» не стали причиной торможения и застоя.

Постоянная потребность в обучении ТРИЗ даже в условиях промышленного кризиса. В одной из газет прошло объявление: «Фирме требуются опытные конструкторы со знанием ТРИЗ». Отсутствует одна из важнейших причин распада: потеря контингента обучаемых, невостребованность знаний.

Широкая база преподавательских кадров. Уход одних дает возможность быстрого роста молодых преподавателей.