ТРИЗ В ЛЕНИНГРАДЕ (тезисы)
1. История
Случайно узнав про ТРИЗ, В. В. Митрофанов налаживает контакт
с Г. С. Альтшуллером — 1972 г.
Создание народного университета научно-технического творчества
— 1973-74 гг.
Первый выпуск НУНТТ - 1976 г.
2. НУНТТ — краткая
характеристика
Свободный прием, бесплатное (даже сейчас) обучение. Ежегодный
выпуск — 30 человек. Всего дипломировано более 500 человек.
К настоящему времени продолжительность обучения - 480 часов;
занятия проходят вечерами 2 раза в неделю в течение двух пет. Цель обучения первого
года — подготовка преподавателя ТРИЗ, второго года — подготовка профессионала-тризовца: решателя, консультанта.
Управление осуществляется методсоветом в составе 25-30 человек,
большинство из которых является профессионалами-тризовцами.
Методсовет принимает решения по организационным и методическим вопросам деятельности
НУНТТ.
Наличие «постуниверситетской» системы:
-
регулярно работает 3-й курс в качестве творческой
лаборатории выпускников,
-
периодически функционируют КБ выпускников,
решающих конкретные производственные вопросы,
-
регулярно проводятся консультации для выпускников; выпускники
имеют возможность пользоваться богатой технической библиотекой НУНТТ.
3. .Характерные
особенности развития ТРИЗ в Ленинграде - Санкт-Петербурге
Многоцентровое развитие: кроме Выборгского
НУНТТ существовали другие университеты и школы (В. Петрова, В. Крячко, Н. Пономаревой, И. Викентьева), функционируют ТРИЗ-фирмы,
в городе работает большое число профессионалов-тризовцев.
Работают многочисленные школы и курсы на
предприятиях, ВПШК.
Обучение и деятельность тризовцев ориентированы
на практику.
Совместное использование ТРИЗ и ФСА.
Использование курса РТВ — на первом курсе ВНУНТТ читается курс
РТВ, на втором — элементы РТВ во всех предметах.
Активное использование новых методических
материалов, обязательное проведение собственных исследований в области теории и методологии ТРИЗ.
Широкое привлечение нетехнической информации
для иллюстрации общности закономерностей ТРИЗ:
-
решение научных проблем (В. В. Митрофанов),
-
карикатуры (В. М. Герасимов),
-
НФЛ, искусство, социальные задачи (С. С.
Литвин),
-
журналистика, поэзия, история вооружений
(Б. Л. Злотин).
Ежегодные семинары — «праздники ТРИЗ».
Работа с удовольствием — все, кто работает во ВНУНТТ, делают
это с великолепным ленинградским юмором, не по
обязанности, «в охотку».
4. Как и почему ВНУНТТ сохранился в эпоху рыночных отношений
Основными спонсорами ВНУНТТ стали юридические и физические лица
— предприниматели из числа выпускников ВНУНТТ.
Финансовые проблемы не стали непреодолимыми.
Лидер — В. В. Митрофанов — не боится, что его обгонят ученики,
он рад быстрому росту личностей; коллизии «учитель-ученик»
не стали причиной торможения и застоя.
Постоянная потребность в обучении ТРИЗ даже в условиях промышленного
кризиса. В одной из газет прошло объявление:
«Фирме требуются опытные конструкторы со знанием ТРИЗ». Отсутствует одна из важнейших
причин распада: потеря контингента обучаемых,
невостребованность знаний.
Широкая база преподавательских кадров. Уход одних дает возможность
быстрого роста молодых преподавателей.